Доцент без конкурса

pdf-версия статьи

В.Г. Шакурова,
методист Архитектурно-строительного колледжа
в составе Государственного учреждения высшего профессионального образования «Белорусско-российский университет»

В Архитектурно-строительном колледже в составе ГУВПО «Белорусско-Российский университет» впервые прошел конкурс профессионального мастерства «Преподаватель года – 2014». Он положил начало новой традиции, выявил талантливых молодых педагогов, способных увлекать и вести за собой учащихся. Конкурс позволил всем участникам раскрыть свой профессиональный и творческий потенциал, поверить в собственные силы и возможности, достойно бороться за звание «Победитель конкурса».

Осуществлению инновационного проекта предшествовала большая подготовительная работа. На заседании учебно-методического объединения колледжа было рассмотрено и предложено к утверждению Положение о проведении конкурса «Преподаватель года», создан организационный комитет, в состав которого вошли заместители директора по учебной и воспитательной работе, методист колледжа, педагог-психолог, педагог-организатор, опытные педагоги-наставники. Конкурс профессионального мастерства проводился в два этапа. Первый отборочный этап позволил выявить шесть преподавателей с равными возможностями: педагогическое образование, стаж работы в колледже от 2 до 5 лет, достижения в профессиональной сфере, вторая квалификационная категория. На втором этапе проводились конкурсные мероприятия: «Визитная карточка», «Электронное портфолио», «Компьютерное тестирование», «Круглый стол образовательных политиков», «Учебное занятие», «Самоанализ занятия», «Блицтурнир». Подготовка второго этапа конкурса проходила в тесном взаимодействии организационного комитета и конкурсантов. Все было направлено на успешную реализацию проекта.

Конкурс профессионального мастерства «Преподаватель года – 2014» состоялся 29–30 мая, накануне Международного дня защиты детей. И это не конкурса случайно: торжественное открытие и закрытие конкурса стали настоящим праздником для детей и взрослых, объединенных общим творческим делом! Подарком, который запомнится на всю жизнь! 

…Раннее утро, а в актовом зале колледжа по-настоящему праздничная атмосфера! Торжество взаимопонимания и творчества! Зрители (а большинство из них это, конечно же, учащееся) тепло приветствовали участников конкурса Марию Владимировну Сафронову, Ольгу Сергеевну Миндубаеву, Анну Александровну Славинскую, Михаила Михайловича Шатуху, Анастасию Николаевну Морозову, Ольгу Васильевну Жолобову. Конкурс «Визитная карточка» вызвал настоящий восторг: ведь участниками представленных «визиток» оказались не только конкурсанты, но и учащиеся, поддерживавшие своих преподавателей, и члены организационного комитета во главе с директором колледжа. Заряд позитивной энергии передался всем, даже членам жюри! В его составе – опытные педагоги и методисты: директор Архитектурно-строительного колледжа Константин Андреевич Башаркин (председатель жюри); заместитель директора по учебной работе Елена Владимировна Потемкина; кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей профессиональной педагогики факультета повышения квалификации и переподготовки кадров УО «Республиканский институт профессионального образования» Светлана Ивановна Колбышева; декан строительного факультета ГУВПО «Белорусско-Российский университет», доцент, кандидат технических наук Ольга Васильевна Голушкова; методист Архитектурно-строительного колледжа Валентина Геннадьевна Шакурова; методист отдела педагогических инноваций и передового педагогического опыта УО «Могилевский государственный областной институт развития образования» Лариса Петровна Долгая; методист Могилевского государственного медицинского колледжа Марина Сергеевна Крутовцова; методист Могилевского государственного музыкального колледжа имени Н.А. Римского-Корсакова Елена Ивановна Ермоленок и методист Могилевского государственного библиотечного колледжа имени А.С. Пушкина Елена Владимировна Пекарская.

Конкурсанты успешно справились и с компьютерным тестированием по педагогике и психологии. Результаты ответов оценивала программа «Айрен». «Круглый стол» образовательных политиков на тему «Я обучаю и воспитываю специалиста-профессионала» помог раскрыться участникам конкурса как эрудированным, обладающим глубиной суждения и оригинальностью мышления педагогов. Выступая в роли образовательных политиков, они смогли не только выразить свои взгляды на проблемы, с которыми столкнулись в преподавательской деятельности, но и предложить пути их решения. Молодым педагогам удалось вовлечь членов компетентного жюри в диалог и убедить их в искренней обеспокоенности и падением престижа знаний, и снижением общей культуры обучающихся, и сокращением учебных часов по предметам общеобразовательного компонента, что в свою очередь ведет к снижению качества знаний обучающихся и уровня образованности будущих специалистов со средним специальным образованием. По мнению победителя конкурса А.Н. Морозовой, важно сформировать у учащихся моральные и нравственные ценности: «…Главное – это воспитание культурного человека. Ведь не так важно, кем будет работать мой учащийся, гораздо важнее то, каким человеком он станет. Не важно, где будет работать учащийся, важно, будет ли он способен сопереживать, будет ли он совестлив, честен, милосерден, вежлив и тактичен. Поэтому неотъемлемой частью воспитательного процесса я считаю формирование нравственной культуры личности моих учащихся, формирование моральных ценностей и норм поведения. Во время учебы в колледже учащиеся находятся на пути практической реализации серьезных жизненных планов, а значит, необходимо уделять повышенное внимание внутреннему миру каждого человека».

Конкурс «Электронное портфолио» оценивался заочно, без участия конкурсантов. Жюри было достаточно сложно подвести итоги первого конкурсного дня, настолько интересен как личность, как педагог был каждый участник профессионального состязания.

Второй конкурсный день определил уровень профессиональных компетенций конкурсантов при подготовке к учебному занятию и проведению открытого урока. На конкурсных уроках преподаватели не только продемонстрировали хорошие доцент без конкурса знания фактического материала, но и, применяя современные образовательные технологии, создали условия для сотрудничества и вовлекли учащихся в различные виды деятельности: индивидуальную, коллективную, групповую, парную. На уроках формирования новых знаний преподаватели А.А. Славинская (дисциплина «Техническая механика»), М.В. Саф-ронова («Инженерная графика»), М.М. Шатуха («Физика») использовали метод проблемного обучения. На занятии по защите курсового проекта преподавателем О.С. Миндубаевой (дисциплина «Гражданские и промышленные здания») была продемонстрирована технология проектного обучения. Комбинированные уроки с применением технологии личностной ориентации провели О.В. Жолобова («Русская литература») и А.Н. Морозова («Иностранный язык» (английский)). Анализируя собственные уроки, конкурсанты не только старались убедить членов жюри в оптимальности выбранных методов и приемов, но и внимательно отнеслись к их советам и методическим рекомендациям.

Завершал конкурс профессионального мастерства «Преподаватель года – 2014» блицтурнир на тему «Стили педагогического общения». Педагог- психолог Е.А. Степанова предложила конкурсантам определить стили общения и прокомментировать общение героев фильма «Доживем до понедельника» в системе отношений «учитель – ученик». Участники конкурса проявили хорошие знания стилей педагогического общения, комментируя каждый фрагмент, предлагали пути решения проблемных педагогических ситуаций. Они пришли к единому мнению: общение педагога с учащимися, родителями, коллегами играет важную роль в формировании личности обучающихся, развитии их социальной активности и способности вести конструктивный диалог.

Конкурс «Преподаватель года – 2014» прошел не только как состязание, но и как коллективное творческое дело, которое объединяет всех, стремящихся к самоусовершенствованию, инновациям и достижению положительных результатов.

Звания Победитель конкурса профессионального мастерства «Преподаватель года – 2014» удостоена А.Н. Морозова. Лауреатами конкурса признаны А.А. Славинская, М.М. Шатуха, М.В. Сафронова, О.С. Миндубаева, О.В. Жолобова.

Можно с уверенностью сказать: в Архитектурно-строительном колледже есть, кому учить, есть, кому продолжать традиции и создавать новые, идти по пути инноваций и совершенствования профессионального мастерства!

Подводя итоги конкурса, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей профессиональной педагогики факультета повышения квалификации и переподготовки кадров УО «Республиканский институт профессионального образования» С.И. Колбышева дала высокую оценку профессиональным способностям каждого участника, отметила личностные качества конкурсантов, высказала добрые слова напутствия. Вручая дипломы, заместитель директора колледжа по учебной работе Е.В. Потемкина выразила чувство гордости за участников конкурса, которые достойно прошли все этапы и в честной борьбе заслужили звание победителя и лауреатов.

От имени профсоюзной организации всех конкурсантов поздравил председатель профсоюзного комитета: вручив ценные подарки, С.С. Ерем-ченко пожелал молодым педагогам достойно идти по жизни с высоким званием Учитель! К поздравлениям присоединились и учащиеся: председатель профкома учащихся преподнесла участникам конкурса цветы, а профсоюзные активисты выдали Сертификаты… на прогул!

Участников конкурса ждали еще приятные сюрпризы: подарочный сертификат с приглашением лауреатов и победителя конкурса на романтический ужин в кафе-бар «Жорж Симоне», билеты в театр на комедию У. Шекспира «Много шума из ничего» от городского отдела культуры и денежное вознаграждение из премиального фонда учреждения образования.

По окончании конкурса победитель и лауреаты ответили на вопросы анкеты-рефлексии. Конкурсанты отметили изменение эмоционального состояния в ходе подготовки к конкурсу: «пришлось настроиться на позитив», «воодушевить себя», «вдохновить учащихся», «начать активную подготовку», «понять, что все конкурсанты в таких же условиях, и я не одинок(а)». Они также отметили, что смогли почувствовать моральную поддержку со стороны коллег по цикловой комиссии и организаторов конкурса, моральную и творческую поддержку самих учащихся. Самыми сложными оказались подготовка к конкурсному уроку и его проведение, самоанализ занятия, выступление в роли образовательного политика, составление электронного портфолио, разработка сценария визитной карточки. В ходе конкурса участники открыли: «себя», «своих коллег-конкурсантов», «членов оргкомитета и администрации»; почувствовали: «внимание к себе как к личности со стороны коллег, со стороны конкурсантов», «атмосферу сотрудничества, сотворчества»; приобрели: «уважение коллег», «друзей в лице коллег-конкурсантов», «полезные советы», «убежденность в том, что такие мероприятия необходимы».

На вопрос, хотели бы вы еще поучаствовать в конкурсах профессионального мастерства, конкурсанты ответили: «возможно», «время покажет». К результатам конкурса отнеслись следующим образом: «согласен (а) с мнением жюри», «я понял(а), что надо идти вперед и совершенствоваться», «меня оценили по достоинству», «я молодец, что принял(а) участие». Участники конкурса предложили поучаствовать в следующем состязании профессионального мастерства преподавателям первой и высшей квалификационных категорий.

Конкурс «Преподаватель года – 2014» имел большое воспитательное значение. В его подготовку и проведение были вовлечены все: от руководителя учреждения образования до выпускников колледжа. Конкурс способствовал созданию творческой атмосферы, объединил людей даже с противоположными взглядами, а главное, доказал, что все и всегда надо делать с Большой любовью. И тогда результат обязательно будет положительным.

Сценарий конкурса «Преподаватель года – 2014

Портфолио преподавателя Морозовой А.Н.

Визитная карточка преподавателя Миндубаевой О.С.

Визитная карточка преподавателя Морозовой А.Н.

Видеофрагмент 1. Урок физики с использованием интерактивной доски (М.М. Шатуха, преподаватель Могилевского архитектурно-строительного колледжа)

Видеофрагмент 2. Урок иностранного языка с применением активных методов обучения (А.Н. Морозова, преподаватель Могилевского архитектурно-строительного колледжа)

 



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

ОСОБЕННОСТИ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. ГУО "Каменичский УПК д/с - СШ Зачем людям нужны волосы на теле

Доцент без конкурса Доцент без конкурса Доцент без конкурса Доцент без конкурса Доцент без конкурса Доцент без конкурса Доцент без конкурса Доцент без конкурса

Похожие новости