Как сделать из куклы живую куклу

Как давно вы в последний раз играли в куклы? Или вы в детстве не играли в куклы, потому что они вас пугали? Кукла — это не обязательно пупс с диким взглядом или маниакально оптимистичная блондинка. Куклы Елены Акимовой стильно одеваются, позируют для фото и немного грустят. Елена делает их не потому, что может их делать, а потому, что не может их не делать. Она разрешила нам заглянуть в свою мастерскую; осторожно, тут хрупкие детали и красивые девушки.

Елена Акимова (Elena-Aki)
художник по куклам
elena-aki.livejournal.com

Вы с детства играете в куклы?
Я играю в кукол действительно с детства, только мои игры всегда были не такими, как у большинства девочек. Самым интересным для меня было и остается создание образа. Сколько себя помню, я всегда была в процессе создания нарядов и аксессуаров для кукол. Даже, помнится, перерисовывала лица, клеила длинные волосы и вытягивала ноги над огнем, чтобы приблизить страшненьких бесполых созданий, рожденных советской фабрикой игрушек, к идеалу того времени — прекрасной Барби.

Вам не жалко свои работы продавать?
Совершенно не жалко! Как только работа над куклой закончена, я теряю к ней интерес и в моей голове начинают цвести картинки будущих образов. У меня дома нет моих кукол, кроме одного мальчика, которого я сделала одним из первых. Он получился немного похожим на моих сыновей. Считаю его своим талисманом, поэтому не продаю.

Как Вы начали делать кукол?
С самого начала своей трудовой жизни я понимала, что работать, как все: утром уходить, вечером приходить, и так — каждый день всю жизнь я не смогу. Вернее, не хочу. Но я все‑таки попробовала и убедилась в этом. Как‑то я помогала подруге делать боди-арт для спектакля. Эта работа меня очаровала как своей необычностью, так и графиком. Постепенно это стало моей основной деятельностью и оставалось ей на протяжении довольно многих лет; параллельно я обучалась на художественно-графическом факультете одного из вузов Москвы.

Мысль сделать куклу я вынашивала очень долго, а тут пришлось выбирать тему дипломной сделать работы. Так родились мои первые куклы. Кривенькие и косенькие, смешные, сейчас вспоминаю их, краснея. Но именно благодаря им я поняла, что да, это — мое! В одночасье было решено завязать с боди-артом — таким удобным по времени работы и приятным с точки зрения общения способом зарабатывания денег. При этом я совершенно не представляла себе, будут ли куклы приносить мне доход. Я знала, что мне надо очень много учиться техникам и приобрести кучу материалов, что придется отрывать время от семьи. Но не делать их я уже не могла.

Как Ваша семья и близкие восприняли Ваше решение?
Я сейчас понимаю, что у нас в семье царит такая дружная демократия, что мои близкие в принципе не могли отреагировать негативно или даже с долей сомнения. Это счастье, когда твое решение сразу воспринимается серьезно и с пониманием. Мне очень повезло.

А Вам самой не страшно было становиться снова новичком? Коллеги «по цеху» не смотрели на Вас косо?
Ой, у меня такие коллеги — они же все художники или люди, очень близкие к искусству.

А художник — он и всё, и ничего. Как с вдохновением — сложится или нет. Мои друзья сами частенько в поиске, частенько начинают новые проекты в родственных своему занятию областях. Так что они меня поддержали, и ещё как.

Чуток побаивалась я, конечно. Побаивалась, что пытаюсь заняться чем‑то странным — кукол делать… несерьёзно как-то. Но охота, она ведь пуще неволи, да? А ещё, если б не попробовала, то по прошествии лет не простила бы себе этого.

Что изменилось в Вашей жизни помимо смены деятельности? Круг общения сузился?
Наоборот, расширился! Мне же, как Близнецу по гороскопу, общение крайне важно. То есть, если я с кем‑то перестала общаться, это не из‑за работы, а потому, что человек меня предал или не оправдал моих ожиданий… или просто мне было с ним неинтересно. А все остальные присутствуют в моей жизни. Интернет — великая вещь, всё‑таки. Веду блог, его читает немало людей. А ещё встречаемся с художниками-кукольниками в кафе, показываем друг другу то, над чем работаем, планируем предстоящие околокукольные мероприятия. Так что общения хватает, вполне.

Если бы Вы могли дать совет той себе, которая только начинала, что бы Вы посоветовали?
Я бы посоветовала не раздумывать о величии затеи, а поскорее начать! Ведь возникали идеи заняться куклами и в 20 лет, и в 25, но тогда я не находила достаточного количества подтверждений, что это моё.

Многие говорят, что на рукоделии серьезных денег не заработать, так как художник может производить ограниченное число работ в день или месяц. Что думаете об этом?
Ну, фарфоровая шарнирная кукла — это не рукоделие, это я вам точно говорю. Вероятно, занимаясь настоящим рукоделием — вязанием носков на продажу, например, можно заработать гораздо быстрее и проще. То, чем занимаюсь я, поглощает время и мысли с катастрофической скоростью. Это невозможно делать, отключив мозг, как, например, можно вязать или вышивать. Каждый-каждый кусочек процесса на пути к готовой кукле неустанно контролируется мысленно. В противном же случае мои ошибки от невнимательности могут привести к порче деталей, которые «порадуют» мусорное ведро.

Сколько кукол Вы делаете, например, в месяц?
Для меня нормальный темп — это одна кукла в полтора месяца. В таком темпе я работаю с наибольшим удовольствием, смакуя процесс. Быстрее не хочу. Во-первых, фарфоровые процессы форсировать нельзя — иначе может быть брак. Во-вторых, когда любимое творчество загоняется во временные рамки — оно превращается в рутину и в работу, и пропадает кураж. Наступает скука. А скука убивает на корню творчество. Так что я решила для себя работать как работается и получать удовольствие.

И работая в таком темпе, Вы зарабатываете достаточно для более-менее спокойной жизни?
Ну, деньги — это такая штука, их много не бывает. Я не могу ответить Вам однозначно на этот вопрос. Отвечу так: если бы я работала чётко по своему образованию, то есть педагогом изобразительного искусства и черчения, то, отдавая этому безумное количество времени (ведь это не только уроки; это и подготовка к ним, и проверка заданий, и обязательно внеурочные мероприятия), я получала бы столько же, сколько получаю, занимаясь своими любимыми куклами у себя в мастерской в удобное для меня время. То есть я всем довольна. Но всё‑таки надо иметь в виду, что у меня есть работающий муж; это серьёзная подстраховка в семье, где мама занимается творчеством, хоть и за деньги.

Вы придумываете образы заранее? Рисуете на бумаге их сначала?
Это всегда по‑разному происходит. Иногда образ видится весь сразу, с мельчайшими подробностями. А иногда я долго придумываю и подбираю каждый лоскуток, каждую маленькую деталь. Рядом с кроватью у меня есть блокнот, в котором я делаю зарисовки ночью, чтобы не забыть. Очень часто я рисую эскизы и теряю их дома. Потом нахожу случайно и удивляюсь: «Это когда я такое нарисовала? Надо срочно сделать».

Вы думаете про куклу как про часть какой‑то истории?
Думаю о её настроении, в первую очередь; потом — о характере… а потом она «обрастает» историей.

Из чего состоит процесс работы над куклой, из каких этапов?
Одна из причин того, что кукло­творчество мне не надоедает: процесс создания содержит массу этапов, и они совершенно разные, сменяют друг друга, позволяя не уставать от однообразия и скуки. Вот только представьте, сначала я леплю мастер-модель — это самая настоящая скульптура, прототип будущей куклы. Потом снимаю с неё гипсовые формы — этого требует работа с фарфором. Потом я отливаю в эти формы фарфоровый шликер и получаю прекрасные детальки, которые теперь нужно шлифовать и обжигать при огромной температуре в муфельной печи, после чего они станут гладкими и блестящими и совсем перестанут впитывать воду. Далее следует волшебный этап «оживления» куклы — роспись. Роспись многослойна, акварельна и прозрачна, на фарфоре закрепляется навечно при обжиге при температуре в 800 градусов. После росписи куколка готова к сборке: некоторые манипуляции с крепежами и проклейка кожей шарнирчиков плюс крепкая резинка — и куколка может сама сидеть, стоять, принимать большинство поз обычного человека. Далее наступает один из моих самых любимых моментов — создание образа для куклы. Сюда входит работа над костюмом, париком и аксессуарами. Я закапываюсь по уши в разноцветные лоскутки антикварного шёлка и винтажных кружавчиков, подбираю малюсенькие пуговки, мастерю маленькие брошечки и туфельки размером в 3 см. В эти моменты мои домашние стараются меня не отвлекать, потому что знают — я где‑то на своей волне, которую не так просто поймать! Ведь вдохновение — птица капризная.

Роспись фарфора идеально производить надглазурными красками (надглазурка — так её называют художники между собой). Роспись производится в несколько слоёв — такова техника нанесения надглазурной краски, и каждый слой обжигается в муфели при температуре 750–800 градусов. Таким образом краска впекается в поверхность фарфора и становится не подверженной влиянию времени: не выгорает и не выцветает на солнце, не стирается с поверхности.

Тираж — сколько кукол будет отлито с конкретного молда (формы). Эта информация важна для коллекционеров. Тираж обозначается так: 3 / 20, где первая цифра — номер отливки, а вторая цифра — заявленный мастером тираж.

Шликер — водная суспензия состава на основе глины.

Муфельная печь необходима для производства фарфора. Работает от электричества, и есть экономичные модели, которым достаточно обычной бытовой розетки. Занимает довольно много места и на воздух в помещении действует неблагоприятно (при обжиге кукольного фарфора необходима температура 1250 градусов). Многие фарфористы держат такую печь дома, но Елена арендует печь в керамической мастерской и проводит обжиг там.

Много для этого нужно места?
По-хорошему, конечно, места нужно немало: чем больше, тем лучше. Вначале у меня даже стола своего не было и я работала за кухонным столом, когда дети спали, то есть ночами. Было очень неудобно, но тогда я готова была работать хоть в уголке на полу, лишь бы работать, так что и это приносило радость. Сейчас я переоборудовала нашу лоджию в мастерскую: там всегда много света и много места для огромного количества моих инструментов, тканей, банок с фарфором, гипсовых форм. Мастерская небольшая, но мне ее абсолютно хватает; теперь я не представляю, как могла работать на кухонном столе.

Какая часть процесса Вам больше всего нравится?
Мне проще сказать, какую часть я не люблю: я очень не люблю снимать гипсовые формы с моделей. Это очень грязно! И руки после гипса чувствуют себя очень плохо. Но это очень ответственная часть всего процесса, поэтому я самоотверженно и четко выполняю все пункты этого действа.

А все остальное я очень даже люблю! И лепить люблю, и расписывать, и обрабатывать детали.

Создавать костюм — особый момент: у меня, наверное, из детства тянется любовь к шитью малюсеньких нарядов.

А сама любите наряжаться?
Люблю, конечно. Но все же больше люблю наряжать кукол, тут можно совершенно не задумываться об актуальности, уместности — лишь бы наряд выполнил свою задачу в рамках создания образа. А вот скроена и сшита одежда должна быть очень грамотно: кукла подвижная, рука в рукавчике должна сгибаться. Если же подобранная ткань слишком толстая, или швы толстые, или выкройка неудачна — кукла в одежде не сможет двигаться как надо.

А что, с Вашей точки зрения, главное в этом процессе, без чего кукла не получится?
Так и хочется сказать: без души не получится, однако боюсь всех насмешить. Куклу можно ведь сделать из чего угодно, вот хоть из носка. Можно из носка такую куклу сделать, что её первую на выставке схватят с полки и уже не захотят расстаться! А можно годами производить больших, сложных в исполнении кукол из дорогих материалов, которые будут пылиться в галереях и не находить почитателей. Может быть, «душа» — слишком громко, хотя мы, кукольники, так говорим про кукол, но определённо есть что-то, что делает куклу «живой», такой, что хочется взять и не отпускать, заглядывать ей в глаза, гадать, о чём она думает.

Кто фотографирует Ваших кукол?
Сначала их фотографировал муж, профессионально и очень стильно. Но я своих кукол вижу по‑другому, и мне так хотелось показать свое видение! Поэтому я стала учиться: штудировала статьи в Интернете и много-много практиковалась. Помогло и мое художественное образование.

Ваши куклы похожи на Вас?
Мне кажется, что нет. Хотя зрители очень часто говорят, что похожи. Не знаю, кто из нас прав.

Почему у них так часто грустные лица?
Наверное, потому, что для меня самой самое приятное состояние — этакая светлая грусть. И кукол я люблю таких же. «Диалог» с такой куклой у меня проще устанавливается, я их понимаю. А в зависимости от освещения и поворота головы у таких кукол обнаруживается целая гамма настроений. И еще от них не устаешь так, как от рожиц с вечной улыбкой.

Эстель, европейская принцесса

Как купить Ваши работы? У Вас есть магазин на Etsy?
Моих кукол можно купить на выставках. Магазина на Etsy у меня нет, так как нечего выставлять на продажу — куклы довольно быстро находят свой дом. Есть магазин на «Ярмарке мастеров», который служит скорее как некий каталог, представляющий всех моих кукол.

То есть сейчас Ваши куклы сразу продаются, но не всегда же так было? Как Вы продали свою первую куклу?
У меня есть куклы, которых я не продаю: это мальчик, про которого я уже говорила, и две пластиковые куколки, самые первые шарнирочки, за которых мне стыдно. А все остальные благополучно нашли свой дом. Первых куколок я выставила на продажу на выставке «Международный салон кукол» на сборном стенде, где было представлено невероятное количество художников — человек 40, наверное! И это было такое безум­ство форм, цветов и размеров, буйство фантазий совершенно разных творческих людей, что мои миниатюрные фарфоровые создания «потерялись» среди этого великолепия. Их никто не увидел и не купил. А для меня это был очень хороший урок: от соседства куклы могут как проиграть (как в этом случае), так и выиграть. Так что я решила в следующий раз арендовать свой личный стенд, чтобы преподнести каждую куклу наилучшим образом.

Тех непроданных куколок я разместила на «Ярмарке мастеров» — русском аналоге Etsy. Сердце трепыхалось: «купят — не купят», ведь это так важно для художника: найдёт ли его работа отклик у людей? Долго ждать не пришлось, и куколок очень быстро купили: сначала — одну, потом — сразу двух. И с тех пор в свободной продаже на «ЯМ» у меня за два года была всего одна кукла. Сейчас я пользуюсь этим сервером как базой того, что я сделала, где заказчики могут посмотреть примеры моих работ.

Вам удается держать баланс между любимым делом и временем с семьей? Вы работаете по расписанию?
Сейчас такой безумный ритм жизни у людей, что среднестатистическая работающая мама проводит со своим чадом лишь выходные, работая в будни от темна и до темна. Я всегда хотела дать своим детям столько, сколько им надо. Я любила с ними возиться, когда они были маленькими; сейчас они подросли — мы читаем вместе, много разговариваем, ездим по разным интересным местам. Кто, как не мама, должен этим заниматься? Сейчас у меня есть возможность планировать время так, чтобы уделить его достаточно и детям, и любимой работе. Я думаю, у меня идеальный баланс.

Елена

32 см, фарфор, роспись надглазурными красками, 16 шарнирных соединений. Тираж: 3 / 20.

Парик из овечьей шерсти. Из аутфита: шёлковое платье на шёлковой подкладке, гетры из тоненького трикотажа, кожаные сапожки, шерстяное пальто с шёлковой подкладкой с кожаным ремнём, шерстяные беретка и шарф.

А что делаете в свободное время?
А в свободное время я делаю кукол.

Шучу! В свободное время я читаю, катаюсь с детьми и мужем на велосипеде, гуляю с ними же, рисую. С моим режимом работы, которая является и хобби, у меня всё время свободное, и я просто живу с удовольствием.

Вы участвуете в выставках?

Выставки очень люблю и участвую каждый год. В основном, чтобы себя показать и на людей посмотреть, пообщаться с единомышленниками, коллегами по цеху, так сказать. Выставка — это такое событие, которое дает возможность подвести итоги полугодия и набраться впечатлений и эмоций для работы ровно до следующей выставки.

В каких выставках планируете участвовать в следующем году, где можно будет посмотреть Ваши работы?

Обязательно буду участвовать в выставке Moscow Fair — 2013, которая обычно проходит с 1 по 4 апре­ля в выставочном комплексе «Т-Модуль» на Тишинской площади в Москве. Очень люблю это уютное мероприятие!

Какие куклы Вам нравятся больше всего?

Ну, во‑первых, я люблю исключительно шарнирных кукол — таких, в которых можно играть, которые открыты для взаимодействия с владельцем. А по настроению — грустных, задумчивых… Мне легче проникнуться такими образами, у меня с ними больше общего… Они не напрягают, от них не устаёшь. Для них почему‑то находятся истории поинтереснее, соответственно, их интереснее одевать и создавать для них аксессуары.

Юлика, фарфор. Образ навеян волшебным течением японской моды Mori girl. Кукла находится в частной коллекции.

Как Вы думаете, это то занятие, которым и через десять лет будет хотеться заниматься?

У меня столько идей, столько образов роится в моей голове, что, кажется, и за 20 лет их не переделать. Куклотворчество — это как хроническая болезнь: даже не понимаешь, что можно без этого жить. Я не хочу зарекаться, но на данный момент я думаю, что, даже если жизнь преподнесёт мне испытания и мне придётся ходить на работу каждый день и зарабатывать деньги каким‑то более обычным способом, я всё равно буду делать кукол: ночами, по выходным, медленно… но не делать я их не смогу.

Что Вас вдохновляет?

Вдохновение накатывает волнами, часто — вечером или ночью, в преддверии нового дня. А вдохновляют меня красивые люди: взрослые и дети. Часто разглядываю людей в транспорте: привычка со времен учёбы, когда на дом задавали рисовать наброски, а домашних уже по сто раз запечатлевала — так вот рисовала людей в метро. Это очень интересно, надо сказать.

Над чем работаете сейчас?

Сейчас работаю над новой мастер-моделью. Мне очень интересно, и я полностью поглощена процессом, потому что в ней много нового для меня будет. Во-первых, возраст — это будет девочка лет двенадцати; а за возрастом тянутся новые пропорции. Так что я вся в предвкушении и догадках — какая она получится.

Эльза, фарфор. Кукла находится в частной коллекции.

Делаете ли Вы кукол на заказ?

Сейчас делаю кукол на заказ тем, кому обещала раньше. Но постепенно попытаюсь всё же отказаться от этого. Это связывает руки, не даёт расслабиться полностью. Всё время всплывает вопрос: «А вдруг не понравится такой цвет? А вдруг такой образ не покажется близким заказчику?» Хотя в основной массе у меня прекрасные заказчики, которые не навязывают своего ни в коей мере, и готовы принять куклу такой, какой её вижу я. Но я всё равно переживаю.

Вы будете начинать что‑то новое в новом году?

Обязательно сделаю новый молд, работа над которым уже идёт.

Что бы Вы посоветовали читателям начать с нового года?

Не откладывать свои мечты на потом. А начиная с нового года, хоть маленькими шажками, начинать действовать для осуществления своей цели, своей мечты!



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Мир живых кукол или как сделать каркасную куклу своими руками из паперклея Как стать позитивным во всех отношениях

Как сделать из куклы живую куклу Как сделать из куклы живую куклу Как сделать из куклы живую куклу Как сделать из куклы живую куклу Как сделать из куклы живую куклу Как сделать из куклы живую куклу