Роршах хранители анекдоты

Санкт-Петербургский государственный университет
низкотемпературных и пищевых технологий

1.3 Наднациональное право 20
2. ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

2.2 Международная защита прав и свобод человека 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

ВВЕДЕНИЕ
Последние десятилетия внесли кардинальные изменения как в мировую экономику, так и в экономики отдельных стран. Падение берлинской стены ознаменовала окончание «холодной войны». Государства, в частности Россия после распада СССР, стали более активно сотрудничать в ведении хозяйственной деятельности. Начались процессы глобализации. В настоящее время международные связи сплелись настолько тесно, что экономика отдельно взятой страны уже не может эффективно функционировать без участия других государств.

Особенное положение в мировой системе хозяйствования занимает Российская Федерация. В силу сырьевого характера экономики, наше государство во многом более других развитых стран зависит от импорта, передовых технологий и иностранного капитала.

Современная российская компания в процессе своей деятельности сталкивается с необходимостью сотрудничества с иностранными партнерами. Предприятия пищевой промышленности РФ закупают за рубежом сырье, оборудование, технологии, нанимают иностранных специалистов, привлекают иностранные инвестиции, размещают свои производства на территории других стран. Все это требует четкого знания и понимания особенностей международного сотрудничества.

Нормы и принципы международного взаимодействия объединены в Международное право. Наибольшее значение для компаний пищевой промышленности имеют следующие отрасли Международного права – Международное экономическое право, Международное право защиты окружающей среды, Международное морское право, Международное воздушное право.

В процессе подготовки студентов по специальности «Экономика и управление на предприятии» изучение Международного права имеет свое заслуженное место. Знание норм взаимодействия государств необходимо для формирования экономиста и менеджера современного предприятия, облегчает дальнейшее изучение дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность». В этом заключается актуальность выбранной темы.

В работе изучены основные понятия, структура и отрасли Международного права. Также освещен вопрос защиты прав и свобод человека в мировом масштабе, описана процедура обращения и рассмотрения жалоб в главных органах защиты прав человека – ООН и ЕСПЧ.

^ 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ЕГО СТРУКТУРА


1.1 Международное публичное право
^ Международное публичное право — особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.

^ Институты и отрасли международного публичного права.

Дипломатическое право.

Представляет собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений. Впервые дипломатическое право было 1кодифицировано в Латинской Америке 20 февраля 1928 года: была принята Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках.

Основным договорным актом в данной области является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. В 1969 году на Генеральной ассамблее ООН была также принята Конвенция о специальных миссиях, а в 1975 году на дипломатической конференции в Вене — Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера.

Российская Федерация является участницей Венских конвенций 1961 и 1975 годов.
^ Консульское право.

Совокупность принципов и норм, регулирующих деятельность консулов. Каждое государство определяет объём функций своих консульских представителей с учётом законодательства страны пребывания.

Главным источником консульского права являются заключаемые отдельными государствами многочисленные консульские конвенции, определяющие правовое положение консулов, и основные правила осуществления ими своих функций.

В XX веке было заключено несколько многосторонних конвенций, являющихся как бы кодификацией договорной практики различных государств по консульским вопросам (например, Каракасская конвенция о консульских функциях 1911, Гаагская конвенция о консульских чиновниках 1928). "Кодексом" консульского права является многосторонняя Венская конвенция 1963 о консульских сношениях, определяющая привилегии, иммунитеты и основные функции штатных консулов, а также правовое положение нештатных консулов.
^ Международное воздушное право.

Отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют правовой статус воздушного пространства и режимы его использования в целях аэронавигации.

Под регулированием режимов использования воздушного пространства в целях аэронавигации понимаются, прежде всего, вопросы осуществления международных воздушных перелётов гражданскими воздушными судами, исключая государственные воздушные суда (под которыми Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 года понимает военные, таможенные и полицейские суда).

Вопросы транзитного пролёта над международными проливами и архипелажными водами урегулированы Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и, следовательно, относятся к международному морскому праву.

Соглашение о международном воздушном транзите 1944 г. установило две свободы воздуха:

1. возможность полета без посадки; 2. возможность посадки для технического обслуживания.

Соглашение о международном воздушном транспорте 1944 г. установило еще три:

3. возможность высаживать пассажиров, выгружать груз и почту, взятые на территории государства, в которым зарегистрирован самолет; 4. возможность принимать на борт пассажиров, груз и почту, следующие на территорию государства, в которым зарегистрирован самолет; 5. возможность принимать на борт пассажиров, груз и почту, следующие на территорию любого из участвующих в Соглашении государств, возможность высаживать пассажиров, выгружать груз и почту, следующих из одного из этих государств.
^ Международное гуманитарное право.

Совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих применение войны в качестве инструмента разрешения споров, отношения воюющих сторон между собой и с нейтральными государствами, защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях «О защите жертв войны» 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

Ограничения, установленные международным гуманитарным правом, распространяются и на вооружённые конфликты немеждународного (внутреннего) характера.

С принятием Устава ООН в 1945 году угроза силой или ее применение были запрещены за исключением случаев: индивидуальной или коллективной самообороны; применения по решению Совета Безопасности ООН.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 3314 от 14 декабря 1974 г.[4] определила действия, являющиеся актами агрессии.1

^ Международное космическое право.

Совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения между государствами в процессе исследования и использования космического пространства и небесных тел и определяющих их правовой режим.

М.к.п. основывается на общих международно-правовых принципах, включая принципы Устава ООН. Основные международно-правовые документы в области М.к.п. были разработаны и приняты по инициативе или при активном участии СССР: Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1963 г.; Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г; соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.; конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г.; соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.; принципы, регулирующие использование государствами искусственных спутников Земли для непосредственного телевизионного вещания, принятые Генеральной Ассамблеей ООН, 10 декабря 1982 г.

Отдельные нормы М.к.п. содержатся также в Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.) и ряде других универсальных, региональных и двусторонних соглашений о сотрудничестве в различных областях космической деятельности.

Основные принципы и нормы, регулирующие использование космического пространства: космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами без дискриминации, на основе равенства и в соответствии с международным правом; космическое пространство не подлежит национальному присвоению. Луна и другие небесные тела используются исключительно в мирных целях; запрещается вывод на орбиту и иное размещение в космосе объектов с ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения; государства несут международную ответственность за всю национальную космическую деятельность, в т.ч. осуществляемую неправительственными юридическими лицами.

^ Международное атомное право.

Отрасль международного публичного права, которая еще находится в стадии становления и представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием ими атомной энергии.

С середины 50-х годов наметилась устойчивая тенденция по развитию двустороннего и многостороннего сотрудничества в этой области. В 1955 - 1956 гг. СССР предложил заключить соглашения о сотрудничестве и помощи по мирному использованию атомной энергии ряду восточноевропейских стран1. Активно развивалось сотрудничество в этом направлении на основе двусторонних соглашений, заключенных США с различными государствами, и западноевропейскими странами между собой.

На дипломатической конференции, проходившей в 1997 г. в штаб-квартире МАГАТЭ, были приняты Протокол о внесении дополнений к Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г. и Конвенция о дополнительной компенсации за ядерный ущерб, направленные на совершенствование института ответственности в международном атомном праве. Украина подписала оба этих документа.

В настоящее время перед международным сообществом стоит актуальная проблема развития и совершенствования международного режима ответственности за ядерный ущерб. В Итоговом документе Венской встречи государств - участников СБСЕ 1989 г. подчеркивается необходимость повышения эффективности системы ответственности в ядерной сфере.

Проблематичным остается вопрос публичной ответственности за ядерный ущерб, т.е. ответственности государств. Нельзя не согласиться с предложениями о необходимости разработки и принятия многостороннего международно-правового акта об ответственности государств за трансграничный ущерб, причиняемый ядерной аварией. Ликвидация пробелов в международно-правовом регулировании отношений, связанных с мирным использованием атома, будет содействовать повышению ядерной безопасности и более эффективному сотрудничеству государств в этой жизненно важной области.
^ Международное морское право.

Совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана. В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том 1числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции.

Международные отношения в сфере международного морского права регулируются также следующими конвенциями: женевские конвенции 1958 года; международная конвенция об охране человеческой жизни на море 1974 года; конвенция по предотвращению загрязнения морской среды путем сброса веществ с судов и летательных аппаратов 1972 года; договор по Антарктике 1959 года и многими другими.

Помимо многосторонних договоров государства заключают также локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности: конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года; конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года; конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 года; конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года.

В состав международного морского права входят 3 профильных института:
^ 1. Институт исключительной экономической зоны.

Прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование: a) искусственных островов; б) установок и сооружений для целей, предусмотренных в статье 56, и для других экономических целей; в) установок и сооружений, которые могут препятствовать осуществлению прав прибрежного государства в зоне. (Статья 60 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года).
^ 2. Институт континентального шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву от 1982 года предоставляет прибрежным государствам право контроля над континентальным морским шельфом (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориальных вод государства). Для реализации этого права стране необходимо подать заявку в специальный международный орган — Комиссию ООН по границам континентального шельфа.

^ 3. Институт территориального моря.

На территориальные воды, их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства. Режим территориальных вод регулируется Конвенцией ООН по морскому праву 1982, а также внутренним законодательством отдельных государств.

Международное право не допускает расширения территориальных вод за пределы 12 морских миль (22,2 км), однако некоторые государства в одностороннем порядке установили более широкие территориальные воды (например, Бразилия, Перу, Сьерра-Леоне, Уругвай, Эквадор и др.). Осуществление иностранными судами морского промысла, гидрографических работ и исследований в территориальных водах большинства государств (при отсутствии специального соглашения) запрещается.
^ Международное уголовное право.

Самостоятельная отрасль международного публичного права, регулирующая сотрудничество государств по борьбе с международными преступлениями, их выявлению, расследованию и наказанию. Оно существенно отличается от классического международного права тем, что субъектом его регулирования является прежде всего человек, совершивший некое деяние, а не государство в целом.

Наиболее важным международным судебным органом в сфере уголовного права является Международный уголовный суд. Действуют также два специальных трибунала: Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный трибунал по Руанде.

Помимо этого, существуют «смешанные» суды и трибуналы, в которых представлены как международные, так и национальные судьи (например, суд ООН по преступлениям, совершенным «Красными кхмерами» во время их правления, Косовский суд ООН).

30 мая 2007 года резолюцией 1757 Совета Безопасности ООН был учреждён Специальный трибунал по Ливану.

Под международную юрисдикцию подпадают не все преступления, а лишь некоторые их категории: преступления против мира и безопасности человечества; апартеид; геноцид пиратство; работорговля; военные преступления; развязывание агрессивной войны.

^ Международное право охраны окружающей среды

Международное право охраны окружающей среды (международное право окружающей среды, международное экологическое право)– это совокупность норм и принципов, призванных 1регулировать международные отношения в сфере защиты окружающей среды в целях охраны и рационального использования природных ресурсов.

Международное сотрудничество проявляется в двух направлениях: 1) создание норм, призванных защищать отдельные природные объекты; 2) осуществление надзора за тем, чтобы та или иная деятельность государства или международной организации происходила с учетом последствия данной деятельности для окружающей среды, и по возможности, предотвращала и сокращала вред от осуществления этой деятельности.

«Стокгольмская конференция привела к созданию ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде). Сегодня эта организация выполняет административные функции по семи крупным конвенциям, а также множеству региональных соглашений. Зачастую ее называют «экологической совестью» ООН.

В 1985 г. ООН создала Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию, которая в 1987 г. издала доклад «Наше общее будущее», где впервые сформулирована концепция устойчивого развития, целью которого является улучшение условий жизни человека, достигаемое в гармонии с природой. В 1992 г. в Декларации по окружающей среде и развитию ООН провозгласила основные принципы экологического права.

Российская Федерация является участницей соглашений: О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция Рамсарская конвенция(с 1976); Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (с 1976); Конвенция о биологическом разнообразии (с 1995); Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, с 1997); Протокол между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики об охране тигра (Пекин, 1997 г.)

Киотский протокол по ограничению парникового эффекта (Япония, Киото). Вступил в силу 16 февраля 2005 г.

Российская Федерация — наблюдатель в: Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе 1979 г.; Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.

^ Международное экономическое право.

Отрасль международного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами международного права. К экономическим относятся торговые, а также коммерческие отношения в сферах производственной, научно-технической, валютно-финансовой, транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной собственности, туризма и т.п. Соответственно, М.э.п. имеет свои подотрасли: международное торговое право, международное валютно-финансовое право и др. (традиционные), право научно-технического сотрудничества и другие.

Для данной отрасли характерна та же источниковая база, что и для международного права в целом, т.е. международный договор и обычай. Важную роль в развитии МЭП играют рекомендации международных конференций и организаций. Они не являются юридически обязательными и относятся к так называемому «мягкому праву» («soft law»). Вместе с тем некоторые из таких рекомендательных норм приближаются по своему значению к «твердому праву» («hard law»). Это относится, например, к принципам, рекомендованным Женевской конференцией ООН по торговле и развитию 1964 г. («Женевские принципы»), в отношении предоставления развивающимся государствам преференциальных таможенных льгот и нераспространения этих льгот на индустриально развитые страны.

В 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты документы стратегического значения для международных экономических отношений: Хартия экономических прав и обязанностей государств; Декларация о Новом международном экономическом порядке; Программа действий по установлению Нового международного экономического порядка. Они базируются на принципах недискриминации и взаимной выгоды. В 1984 г.

Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях», а в 1985 и 1987 гг. - резолюции «Международная экономическая безопасность». Эти акты ООН направлены главным образом на запрещение применения экономической силы в политических целях и на реализацию суверенных прав государств в отношении своих природных ресурсов.1

В настоящее время основными источниками МЭП являются двусторонние и многосторонние договоры. В течение долгого времени доминирующей формой международного экономического сотрудничества были двусторонние соглашения - так называемые торговые договоры. Однако на современном этапе все большую значимость и распространение получают многосторонние экономические соглашения в рамках АСЕАН, ЕАСТ, ЕС, НАФТА, СНГ и др.
^ Право международной безопасности.

Система общепринятых и специальных норм и принципов, направленных на поддержание мира и международной безопасности, пресечение актов агрессии, обеспечение политической, военной, экономической, экологической, продовольственной, информационной безопасности, а также политической, экономической и социальной стабильности в мире; в узком смысле - совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, направленных на обеспечение военно-политической безопасности государств, предотвращение возникновения войны и пресечение актов агрессии.

Право международной безопасности опирается на общие принципы современного международного права: неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения споров, территориальной целостности и нерушимости границ, а также на ряд отраслевых: принцип равенства и одинаковой безопасности, ненанесение ущерба, безопасности государств.

Источники права международной безопасности: Устав ООН; Договоры, сдерживающие гонки ядерных вооружений в пространственном отношении: Договоры: Об Антарктике 1959 г., О нераспространении ядерного оружия 1968 г., О запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Тлателолко 1967 г.), О безъядерной зоне в южной части Тихого океана (договор Раратонга 1985 г.); Договоры, ограничивающие наращивание вооружения в количественных и качественных отношениях: Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия 1996 г., Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений 1993 г; Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предусматривающие их уничтожение. Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г.; Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны. Соглашение о линии прямой связи между СССР и США 1963, 1971. Соглашение между СССР и США об уведомлении о пуске межконтинентальных ракет с подводных лодок 1988 г.1

^ Право международных договоров

Совокупность правовых норм, регламентирующих порядок заключения, исполнения и прекращения международных договоров.

Субъектами права международных договоров являются субъекты международного права, т.е. государства и международные межправительственные организации.

Длительное время единственным источником права международных договоров являлись обычаи. Первый кодификационный акт в области права международных договоров был принят в 1928 году на конференции американских государств. Им явилась Гаванская конвенция о договорах, которая носила региональный характер, так как действовала лишь в Латинской Америке.

В настоящее время основными источниками права международных договоров являются: Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года; Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года; Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года. Конвенция 1978 года вступила в силу в 1996 году.
^ Право международных организаций

Отрасль современного международного права, нормы которой определяют статус международных организаций, регулируют вопросы их создания и деятельности. С момента возникновения первых международных организаций стали возникать нормы, которые регулируют их деятельность, как с государствами, так и между собой. В итоге был накоплен значительный нормативный материал, который и послужил толчком для появлении такой отрасли международного права как право международных организаций. В этой отрасли выделяют две группы международных норм, которые образуют:

- «внутреннее право» организации — нормы, регулирующие структуру организации, компетенцию ее органов и порядок работы, статус персонала и другое;

- «внешнее право» организации — нормы договоров организации с государствами и другими международными организациями.

Нормы права международных организаций — преимущественно договорные нормы.

В большинстве своем источниками этой отрасли являются учредительные документы международных организаций, а также Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций и др.
^ Право прав человека.

Совокупность принципов и норм, регулирующих международную защиту прав и основных свобод индивидов и представляющих собой международные стандарты для национального права. Право прав человека является отраслью международного публичного права.

Основа — договоры системы ООН, а также региональных организаций (основные — в системах Совета Европы, Африканского Союза и Организации американских государств). Право прав человека тесно связано с такими отраслями международного права как право беженцев и международное гуманитарное право.

В июне 1945 года был подписан Устав ООН, первая статья которого объявила осуществление международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека» одной из целей организации. В апреле 1948 г. Организация американских государств приняла Американскую декларацию прав и обязанностей человека.

Всеобщая декларация прав человека 1948 года, хотя и закрепляет основные права и свободы личности, не является обязательным к исполнению международно-правовым документом. Вместе с тем, некоторые юристы рассматривают положения ВДПЧ как источник обычных норм международного права.
^ Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) основан на Всеобщей декларации прав человека, принят 16 декабря 1966 года, вступил в силу 23 марта 1976 года. Пакт является международным договором и имеет обязательную силу для 164 государств-участников, по состоянию на июль 2009 года. Кроме государств-участников, пакт подписан еще 8 странами.
^ Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и вступивший в силу 3 января 1976 года. На июль 2009 года в пакте участвует 160 государств; помимо них, его подписали ещё 6 государств. Крупнейшее государство, не являющееся участником пакта — США.

Оба пакта и первый факультативный протокол к МПГПП были приняты в 1966 году, а в 1976 году вступили в силу. Для МПЭСКП характерны более мягкие формулировки, чем для МПГПП, в частности — принцип «прогрессивной реализации» прав. Второй факультативный протокол к МПГПП, ограничивающий смертную казнь, был принят в 1989 г. и вступил в силу в 1991 г. Факультативный протокол к МПЭСКП (учреждающий механизм рассмотрения жалоб, аналогичный первому протоколу к МПГПП) принят в 2008 г. и пока не вступил в силу. Пакты, наряду с факультативными протоколами к ним и ВДПЧ, составляют так называемый Международный билль о правах человека.

Договоры ООН по правам человека: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965, в силе с 1969 г.); Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979, в силе с 1981 г., есть факультативный протокол); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984, в силе с 1987 г., есть факультативный протокол); Конвенция о правах ребёнка (1989, в силе с 1990 г., есть два факультативных протокола); Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990, в силе с 2003 г.); Конвенция о правах инвалидов (2006, в силе с 2008 г., есть факультативный протокол); Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950, в силе с 1953 г.); Американская конвенция о правах человека (1969, в силе с 1978 г.); Африканская хартия прав человека и народов (1981, в силе с 1986 г.); Европейская социальная хартия (1961, в силе с 1965 г., механизм жалоб введён факультативным договором 1995 г., вступившим в силу в 1998 г.); Сан-Сальвадорский протокол к АКПЧ (1988, в силе с 1999 г.).

Принята в 2006 г., но пока не вступила в силу Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений.

Совет Европы, Организация американских государств и Организация африканского единства (ныне Африканский союз) приняли конвенции о правах человека, создавшие механизмы рассмотрения жалоб.

Лига арабских государств приняла хартию прав человека (2004, в силе с 2008 г.), не предусматривающую рассмотрения жалоб.

СНГ приняло конвенцию о правах человека, не предусматривающую рассмотрения жалоб, и являющееся её частью Положение о Комиссии по правам человека СНГ, предусматривающее возможность рассмотрения комиссией обращений любых лиц и НПО «по вопросам, связанными с нарушениями прав человека любой из Сторон и входящим в компетенцию Комиссии, в соответствии со своими правилами процедуры», однако комиссия пока что не начала работу.1

Правам человека также уделено внимание во многих документах СБСЕ/ОБСЕ, из которых наиболее широкие обязательства предусматривает Хельсинкский Заключительный акт 1975 года.
Межотраслевые институты Международного публичного права:
^ 1. Институт международно-правовой ответственности.

Международно-правовая ответственность — обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причинённый им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не нарушающих нормы международного права, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором (абсолютная ответственность).

В теории международного права выделяют три основания международно-правовой ответственности: 1. юридическое (норма международного права, на основании которой субъект подлежит ответственности); 2. фактическое (совершённое деяние, в котором имеются все элементы состава правонарушения); 3. процессуальное (процедура привлечения к ответственности).

Международно-правовая ответственность бывает материальной и нематериальной. К материальной ответственности относят следующие формы: Репарации — возмещение причинённого вреда товарами, работами или услугами. Реституция — возвращение состояния в положение, существовавшее до совершения правонарушения.

К нематериальной ответственности относятся: Сатисфакция — удовлетворение морального вреда нематериальными средствами. Декларативные решения — констатация факта совершения правонарушения каким-либо официальным органом. Ограничение суверенитета — оккупация территории государства; привлечение должностным лиц к ответственности; отмена норм национального права, нарушающих международные.
^ 2. Институт правопреемства

Правопреемство государств — это переход прав и обязанностей одного государства другому государству или смена одного государства другим государством в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

Правопреемство происходит в случаях перехода территории одного государства другому государству, а также в случаях образования новых государств. В связи с этим различают:

Разделение — государство распалось на два (и более) государства. Старое государство исчезает, на его месте возникают новые (например, распад СССР в декабре 1991 г.).

Выделение — из государства выделилась часть, но само государство осталось (например, выход Республики Ангилья из Федерации Сент-Китс и Невис в 1980 г.).

Объединение — два и более государства становятся одним (например, объединение Народной Демократической Республики Йемен и Йеменской Арабской Республики в единое государство — Йеменскую Республику в 1990 г.).

Присоединение — одно государство присоединяется к другому (например, к ФРГ присоединилась ГДР в октябре 1990 г.).

Разделение и объединение не предполагают сохранение государства-предшественника.
1.2 Международное частное право
^ Междунаро́дное ча́стное пра́во — совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, трудовые и иные отношения, осложнённые иностранным элементом.

Для международного публичного права слово международное обозначает вненациональное правовое урегулирование отношений (как правило, межгосударственных). Для международного частного права оно означает, что регулируемые правоотношения выходят за рамки одного государства и связаны с правовыми системами других стран.
^ Основные отличия международного публичного права от международного частного права:

- В предмете правового регулирования: в международном публичном праве основное место отведено политическим взаимоотношениям государств, а экономические отношения выделены в отдельную отрасль международного экономического права; международное частное право регулирует особую группу гражданско-правовых отношений, которые имеют международный характер.

- В субъектах: в международном публичном праве основным субъектом правоотношений выступает государство, а в МЧП – традиционный субъект национального гражданского права государства.

- В основных источниках: для международного публичного права основным источником являются международные договоры и обычаи, а для международного частного права - законодательство государств, судебная и арбитражная практика.

В своей основе система российского международного частного права, предметом которого являются отношения гражданско-правового характера, возникающие в условиях международной жизни, близка пандектной системе отечественного права нормами особенной частями. Высокая степень обособления характеризует комплексность норм международного частного права, действующих в области торгового мореплавания, трудовых отношений (системы этих норм нередко обозначаются как “международное частное морское право”, “международное частное трудовое право”).

Система международного частного права в общем виде включает в себя нормы, регламентирующие:

а) защиту прав и законных интересов российских субъектов права за рубежом; б) правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц и организаций в иной правовой форме как участников международного гражданского оборота; в) участие государства, международных организаций, их представителей и должностных лиц в гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом;

г) основания возникновения и порядок осуществления вещных прав, включая права наинвестиции; д) договорные и иные обязательства;

е) исключительные права на результатыинтеллектуальной деятельности; ж) отношения по наследованию; з)семейные отношения; и) трудовые отношения.
1.3 Наднациональное право
^ Наднациональное право - форма международного права, при которой государства идут на сознательное ограничение некоторых своих прав и делегирование некоторых полномочий 1наднациональным органам. Нормативные акты, издаваемые такими органами, как правило имеют большую юридическую силу, чем акты национального законодательства. Наиболее ярким примером наднационального права является Право Европейского союза

Происхождение данного термина связано с быстро развивающимися процессами интеграции государств в мировое сообщество. Государства, находящиеся в составе какого-либо объединения, должны иметь схожие нормы права. Соответственно, требуется создание единого права, которое будет регулировать общественные отношения во всех государствах-участниках данного объединения по одинаковым принципам. И в качестве этого "единого права" выступает наднациональное право.

Европейское право, обладающее принципиально новыми характеристиками, качествами и возможностями быстро заполняет «пустоты» правовых пространств, оставляемые международным правом и национальными системами права. Оно официально признано в качестве самостоятельной правовой системы. Подкрепленное мощью и динамикой европейской экономики, обеспеченное конкурентоспособностью единой валюты евро, защищенное европейскими «силами быстрого реагирования» и опирающееся на поддержку европейских граждан, это право может в той или иной степени обеспечить противовес гегемонизму какой-либо одной страны в мире и весьма эффективно регулировать широкий круг правоотношений во все более единой Европе.

Следовательно, именно право Европейского Союза предлагает миру вполне реальный современный механизм «сдержек и противовесов»: вместо «однополярной глобализации» оно предлагает постепенно и естественно строить глобализацию через ряд региональных демократических интеграционных объединений, формирующихся в разных районах нашей планеты. В каждом из них будет возникать свое собственное наднациональное право, которое с закономерностью будет иметь что-то общее с европейским, а в чем-то, выражая свою идентичность, от него отличаться.

Именно это право в рамках мирового цивилизационного процесса играет роль важного промежуточного этапа на пути к общечеловеческому праву, основанному на общечеловеческих ценностях. Даже если этого никогда не произойдет, генеральный вектор мирового правового развития наиболее точно выражает сегодня именно Европейское право. Поэтому изучение европейского права приобретает особо важное значение в новой демократической России.
1

^ 2. ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

2.1 Определение прав и свобод человека
Права человека – это определённые нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают её свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями её жизни, её взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

Права человека дают обществу возможность управлять государством или дистанцироваться от него, самоопределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отношении к религии, собственности. Поглощение гражданского общества государством, огосударствление всех сфер жизни происходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер.

Любой индивид наделён определённой степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов — таких же членов общества как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени.

Категории права существуют в трёх основных видах: неотъемлемые права (базовые), временно-неотъемлемые и полностью отъемлемые.

^ Общие принципы прав человека:

Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством;

- Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства;

- Набор закреплённых прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам;

- В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому;

- Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией;

- Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления;

- Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кроме базовых);

- Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой;

- Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

^ Классификация прав и свобод человека и гражданина.

Любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и даже охватывать друг друга. Права и свободы человека и гражданина разделяются на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные) и общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах). В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина.

Наиболее популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина.

1. Личные права. 2. Политические права. 3. Социально-экономические права. 4. Культурные права.1
2.2 Международная защита прав и свобод человека
В настоящее время права человека регулируются как внутренним, так и международным правом. При этом всё более возрастает роль международного права, что выражается, во-первых, во всё более детальной разработке и конкретизации международных принципов и норм, регулирующих основные права и свободы человека, которые должны соблюдаться государствами, во-вторых, в создании международных органов по контролю над выполнением государствами взятых ими на себя обязательств.

Одной из основных форм сотрудничества в области защиты социально-экономических и культурных прав и свобод человека является разработка международных соглашений, содержащих определённые стандарты в отношении правового статуса индивида и обязательства государств придерживаться данных стандартов в рамках внутреннего правопорядка. Подавляющее большинство этих соглашений разработано в рамках ООН и МОП.

В настоящее время Российская Федерация является участников двух международных договоров: Международный Пакт о гражданских и политических правах и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которыми лица, находящиеся под юрисдикцией РФ, могут обратиться в международные органы по правам человека за защитой своих прав.

К указанным контролирующим международным органам относятся:

1. Комитет по правам человека ООН . 2. Европейский Суд по правам человека.

Комитет по правам человека ООН создан и действует на основании Международного Пакта о гражданских и политических правах, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, и вступил в силу 23 марта 1976 года. Российская Федерация приняла обязательства по Международному Пакту о гражданских и политических правах и Факультативному Протоколу к Международному Пакту с 1 октября 1991 года.

Европейский Суд по правам человека создан и действует на основании Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая была принята 4 ноября 1950 года. Последняя редакция Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод действует с 1 ноября 1998 года. Российская Федерация приняла на себя обязательства по Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод с 5 мая 1998 года. Следовательно, каждый, кто полагает, что Российская Федерация нарушила его гражданский и политические права, вправе обращаться в Комитет по правам человека ООН или в Европейский Суд по правам человека.

При обращении в Комитет по правам человека ООН и в Европейский Суд по правам человека необходимо четко представлять, что Комитет по правам человека ООН рассматривает нарушения только тех прав, которые предусмотрены Международным Пактом о гражданских и политических правах. А Европейский Суд по правам человека нарушения только тех прав, которые предусмотрены Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

^ Правила обращения в Комитет по правам человека ООН и в Европейский Суд по правам человека - условия приемлемости:

Приемлемость - совокупность условий, наличие которых предоставляет право обращаться в Комитет по правам человека ООН или в Европейский Суд по правам человека.

1) Условие ratione temporis:

Данное условие означает, что в международные органы можно обжаловать только те нарушения прав человека, которые произошли после того, как Российская Федерация приняла на себя обязательство соблюдать указанные международные договоры:

В Европейский Суд по правам человека - после 5 мая 1998 года.

В Комитет по правам человека - после 1 октября 1991 года.

Применительно к Европейскому Суду по правам человека условие ratione temporis включает также обязанность лица обратиться в Европейский Суд по правам человека в течение 6 месяцев с момента а) нарушения его права, б) с момента вынесения последнего судебного решения. Это условие является наиболее строгим условием приемлемости, так как Европейский Суд по правам человека не восстанавливает пропущенный срок ни по каким основания, даже самым уважительным.

2) Исчерпание внутренних возможностей правовой защиты:

Для международного права является общим принцип, в соответствии, с которым государству необходимо дать возможность исправить нарушение самостоятельно, то есть если суд первой инстанции нарушил права человека, то вполне вероятно, что кассационная инстанция их восстановит, во всяком случае, она обладает достаточными полномочиями, чтобы их восстановить.

3) Правосубъектность:

В соответствии с Пактом и Конвенцией никто не может быть лишен правосубъектности, то есть в эти органы могут обратиться те, кто по внутреннему законодательству не имеет возможности защищать свои права самостоятельно: душевнобольные, дети, инвалиды и т.д.

4) Другие условия приемлемости:

а) жалоба должна подаваться жертвой, то есть тем лицом, чье право было нарушено.

б) жалоба не должна быть анонимной, хотя заявитель может просить Европейский Суд по правам человека не упоминать его имя при публикации решения и пресс-релизов.

в) жалоба должна быть обоснованной, то есть на заявителе лежит бремя доказывания нарушения его права.

г) жалоба не может быть одновременно подана в Европейский Суд по правам человека и в Комитет по правам человека ООН.

Жалоба при рассмотрении проходит несколько стадий:

1) неформальная - во время данной стадии лицо, обратившееся с жалобой на нарушение своего права, переписывается с Секретариатом Суда, то есть:

2) юрисдикционная - стадия рассмотрения дела в соответствии с процедурами.1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В выполненной работе были освещены основные понятия, определения и отрасли Международного права. В описании каждой отрасли приведены основные документы, соглашения, пакты, хартии и договора отношений, регулируемых этими отраслями.

Отдельно освещен механизм защиты прав и свобод человека в международном масштабе, описаны главные контролирующие органы и декларации по защите прав и свобод.

Изученные материалы говорят о важности Международного права в международных отношениях, основательности подхода к разработке нормативных актов, актуальности этой сферы права в настоящее время.

В Российской Федерации, как формирующийся правовой стране, крайне необходимо более полное и правильное применение международных правовых норм, в особенности это касается защиты прав и свобод человека и гуманитарного права.

Благодаря появлению большего количества молодых грамотных экономистов и менеджеров, подготовленных по современной программе, разбирающихся не только в национальной экономике и экономике фирмы, но также в сущности и особенностях мировой экономики, международных взаимодействий, Россия имеет шансы стать равноправным и эффективным участником современного глобализованного рынка.

Важную роль в подготовке таких специалистов имеет изучение Международного права.
^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Литература:

1. Международное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой. -2005.

2. Ушаков Н.А. Международное право: Учебник. - М: Юрист, 2000.

3. Богуславский М. М. Международное частное право: Учебник. М.: Юрист, 2005.

4. Усенко Е. Т. Международное экономическое право // Международное право. М., 1982.

5. Экштайн К. Основные права и свободы по российской Конституции и Европейской Конвенции. Учебное пособие для вузов. — М.: Nota Bene, 2004.

INTERNET-источники:

6. Свободная энциклопедия Википедия – http://ru.wikipedia.org.

7. Сайт Организации Объединенных Наций - http://www.un.org.

8. Информационно-правовой портал - http://pravovedam.biz.

9. Журнал «Индекс/ Досье на цензуру » - http://www.index.org.ru.


13. Международное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой. -2005.


19. Усенко Е. Т. Международное экономическое право // Международное право. М., 1982.


110. Ушаков Н.А. Международное право: Учебник. - М: Юрист, 2000.


117Экштайн К. Основные права и свободы по российской Конституции и Европейской Конвенции. Учебное пособие для вузов. — М.: Nota Bene, 2004.


Закрыть ... [X]

ПОГОВОРКА все 35 слов - Форум Мастер слова Пилинг на фруктовых кислотах с ретинолом

Роршах хранители анекдоты Роршах хранители анекдоты Роршах хранители анекдоты Роршах хранители анекдоты Роршах хранители анекдоты Роршах хранители анекдоты Роршах хранители анекдоты